РЕЗОЛЮЦИЯ ResDH (2004) 46
относительно Постановления Европейского Суда по
Правам человека
от 4 марта 2003 (вступившего в силу 4 июня 2003)
по делу Посохова против
Российской Федерации
(Принято Комитетом Министров 20
июля 2004
на 891-й встрече Заместителей Министров)
Комитет Министров, в соответствии с параграфом 2
Статьи 46[i] Конвенции
о защите прав человека и основных свобод, с изменениями, внесенными Протоколом
Номер 11 (в дальнейшем “Конвенция”),
Рассмотрев Постановление ЕСПЧ по делу Посохова, вынесенное 4 марта 2003 и переданное в Комитет
Министров, как только оно вступило в силу в соответствии со Статьями 44 и 46 Конвенции;
Напоминает, что это дело рассмотрено ЕСПЧ по жалобе Номер
63486/00, поданной против Российской
Федерации, 2 октября 2000 на основании Статьи 34 Конвенции г. Сергеем Виталиевичем Посоховым, гражданином
России, и что Суд признал жалобу приемлемой в части того, что заявитель был
осужден судом, составленным в нарушение национального законодательства;
Принимая во внимание, что в своем Постановлении от 4
марта 2003 Суд единодушно постановил, что:
- заявитель может утверждать, что стал "жертвой" нарушения
гарантий Конвенции в смысле Статьи 34;
- что имелось нарушение Статьи 6, параграф 1 Конвенции;
- что Государство-ответчик обязано выплатить заявителю, в пределах трех месяцев с даты, с которой решение становится окончательным согласно Статье 44 § 2 ЕКПЧ, EUR 500 (пять сотен евро) в возмещение не денежного ущерба, конвертировав их в национальную валюту Государства-ответчика по курсу на день выплаты, плюс любой налог который может быть наложен на эту сумму;
что по истечении вышеупомянутых трех месяцев до выплаты простой процент должен быть начислен на эту сумму по норме предоставления кредитов Европейским Центральным Банком в течение периода неплатежа плюс три процента;
- остальные требования заявителя о справедливой
компенсации отклонены;
На основании Правил, принятых Комитетом Министров
относительно применения Статьи 46, параграф 2 Конвенции;
Предложил Российским Властям сообщить ему о мерах,
которые были предприняты по исполнению Постановления ЕСПЧ от 4 марта 2003, с
учетом обязательства, принятого на себя Российской Федерацией в соответствии со
Статьей 46, параграф 1 Конвенции[ii];
Во время нахождения вопроса об исполнении данного Постановления
ЕСПЧ на контроле Комитетом Министров, Российские Власти сообщили Комитету о
предпринятых мерах, направленных на предотвращение новых нарушений того же характера,
что выявлено по делу Посохова; эта информация
приложена к настоящему решению;
Удостоверившись, что 29 июля 2003, в пределах установленного
срока, Российские Власти заплатили заявителю сумму, предусмотренную в Постановлении
Суда от 4 марта 2003,
Объявляет, на основании информации, представленной
Российскими Властями, что они исполнили свои обязательства, предусмотренные
Статьей 46, параграфом 2 Конвенции по данному делу.
Приложение к РЕЗОЛЮЦИИ ResDH (2004) 46
Информация, представленная Российскими Властями Комитету
Министров по исполнению Постановления ЕСПЧ по делу Посохова
В отношении ситуации по делу заявителя, Власти напоминают,
что 22 мая 2000, Неклиновский районный суд Ростовской
Области признал заявителя виновным в соучастии в уклонении от уплаты таможенных
пошлин и злоупотреблении служебным положением. 2 июля 2001, тот же самый суд освободил
заявителя от наказания в связи с
истечением срока давности. Представляется, что никаких дальнейших
индивидуальных мер по исправлению ситуации не требуется, кроме того и заявитель
не требовал принять какие-либо меры.
В качестве временной меры общего
характера, в целях обеспечения исполнения этого Постановления Европейского
Суда, 17 апреля 2003, Заместитель Председателя Верховного Суда, послал в адрес
председателей всех российских судов циркуляр (директивное распоряжение
подведомственным учреждениям – словарь Ожегова, примечание Финкова Е. В.),
которым предписано сделать выводы из данного Постановления ЕСПЧ в части
строгого соблюдения установленных правил подбора народных заседателей для разбирательства уголовных дел до 1
января 2004, даты полного вступления в силу нового Уголовного Кодекса. Этот Кодекс, который вступил в силу 1 июля 2002, отменил
Федеральный Закон о Народных заседателях Федеральных судов Общей юрисдикции в
Российской Федерации от 10 января 2000, который привел к спору по делу Посохова, и в соответствии с переходными положениями нового
Уголовного Кодекса, народные заседатели могли принимать участие в
разбирательстве уголовных дел до 1 января 2004.
Кроме того, Постановление Европейского Суда было
издано в переводе в «Российской
Газете» 8 июля 2003.
Необходимость строго соблюдения
гарантий Европейского Конвенции, особенно в подобных делах, была также
подчеркнута в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003
г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и
норм международного права и международных договоров Российской Федерации". В частности в Постановлении Пленума, со ссылкой на Статью 47
российской Конституции и Статью 6, параграф 1 Конвенции, указано, что состав
суда, разбирающий каждое гражданское и/или уголовное дело должен быть сформирован
в порядке, установленным законом[iii].
Кроме того, в Постановлении Пленума указано, что Европейская Конвенция,
интерпретированная в свете прецедентного права Европейского Суда, является
частью внутреннего российского законодательства[iv],
и ее положения имеют приоритет над соответствующей нормой внутреннего
права.
1 января 2004 полностью вступил в силу новый
Уголовный Кодекс, обеспечив тем самым полное решение проблем, выявленных в
Постановлении ЕСПЧ по делу Посохова.
Власти Российской Федерации уверены, что эти меры
предотвратили новые нарушения Конвенции, подобные выявленным
по делу Посохова.
В свете вышеупомянутых соображений и мер, предпринятых
Властями Российской Федерации, Российская Федерация полагает, что она выполнила
свои обязательства, предусмотренные Статьей 46, параграф 1 Конвенции.
Внимание:
все сноски сделаны мною, Финков Е. В.
[i] п. 2
ст. 46 ЕКПЧ:
«Обязательная
сила и исполнение постановлений
.
. .
2.
Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который
осуществляет надзор за его исполнением.»
[ii] п. 1 ст. 46
ЕКПЧ:
«Обязательная
сила и исполнение постановлений
1.
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления
Суда по делам, в которых они являются сторонами.»
[iii] часть
первая ст. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 10.10.2003:
«13. При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам следует иметь в виду, что в силу части первой статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на суд, созданный на основании закона.»
[iv] часть
третья ст. 10 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 10.10.2003:
«Российская Федерация, как участник
Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признает юрисдикцию
Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и
применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения
Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое
нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской
Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
"О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и
Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции
должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во
избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.»