103012, г.
Москва, ул. Ильинка, 21
Заявитель:
Солопов Виталий
Леонидович, проживающий:
Ростов н/Д,
участник ликвидации аварии
на Чернобыльской АЭС в 1986 г.
инвалид 3-й группы
вследствие увечья, связано с аварией на Чернобыльской АЭС с 1993 г.
пенсионер по
инвалидности, нахожусь на пенсионном обеспечении в Муниципальном учреждении
социальной защиты населения Ворошиловского района г. Ростова н/Д
о нарушении конституционного права на возмещение вреда, причиненного
здоровью:
1.
пунктом 25 части первой
статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального
закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
2.
статьей 3 Федерального
закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
3.
пунктом 3 статьи 4
Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления
размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»,
примененных МУСЗН
Ворошиловского района г. Ростова н/Д, Ворошиловским и Ленинским районными
судами г. Ростова н/Д и Ростовским областным судом при определении размера
вреда, причиненного моему здоровью вследствие чернобыльской катастрофы
4.
частью первой статьи 2 Федерального
закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
5.
пунктом 1 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав,
гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
которые подлежат
применению в моем конкретном деле, рассмотрение которого завершено в настоящее
время в Ленинском районном суде г.
Ростова н/Д по первой инстанции и назначено к слушанию в Ростовском областном
суде в кассационном порядке
В соответствии со статьями
45; п. 1 ст. 46; п. 4 ст. 125 Конституции РФ; ст. 3; подпункта а) п. 1 ч. 2 ст.
22; ст. 36; ст. 96; ст. 97 Федерального Конституционного Закона «О
Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 года № 1-ФЗ, обращаюсь
в Конституционный Суд с жалобой и прошу проверить соответствуют ли Конституции
РФ следующие правовые нормы:
1.
пункт 25 части первой статьи
14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от
24 ноября 1995 года № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС»
2.
статья 3 Федерального закона
от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
3.
пункт 3 статьи 4
Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления
размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»
4.
часть первая статьи 2
Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
1.
пункт 1 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав,
гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Пунктом 25 части первой
статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального
закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» мне было гарантировано до 15
февраля 2001 г. (до внесения изменений и дополнений в этот Закон Федеральным
законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ) государством «возмещение вреда, причиненного
здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской
катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей
его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением
инвалидности), определяемой в порядке, предусмотренным законодательством
Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением
работниками трудовых обязанностей».
С 15 февраля 2001 г. в п. 25
части первой ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены
изменения и дополнения в силу которых у меня возникло право либо получать
фиксированную сумму возмещения вреда, причиненного здоровью в размере 2500
рублей в месяц, либо, по моему выбору, продолжать получать ранее установленную
ежемесячную сумму, определенную в порядке, установленном законодательством РФ
для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых
обязанностей, но не превышающая 10000 рублей.
Указанная компенсация
возмещения вреда здоровью гражданам является конституционным правом человека и
гражданина, гарантированным ст. ст. 39 и 42 Конституции РФ.
Любая конституционная норма
является правовой нормой прямого действия.
На основании п. 25 части
первой ст. 26 Федерального закона от 24.11.95 г. № 179-ФЗ решением
Ворошиловского районного суда г. Ростова н/Д от 22.03.1999 г. мне было
назначено, возмещение вреда, причиненного здоровью в размере утраченного
заработка с учетом степени утраты трудоспособности в размере 3196,49 рубля в
месяц. В резолютивной части решения указано, что данный платеж назначается мне
с 1.03.99 г. с последующей
индексацией.
В связи с тем, что
Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты
труда» с 1.07.2000 г. МРОТ был увеличен в 1,581 раза, а пенсионные органы
отказались проиндексировать присужденные мне платежи пропорционально росту
МРОТ, то я обратился в Ленинский районный суд г. Ростова н/Д с жалобой на
незаконные действия МУСЗН. Решением Ленинского суда г. Ростова н/Д моя жалоба
была удовлетворена, но в связи с подачей кассационной жалобы ответчиком,
решение в силу еще не вступило.
Статьей 1064 Гражданского
кодекса РФ установлено, что вред причиненный личности гражданина (в том числе и
вред причиненный его здоровью), подлежит возмещению в полном объеме.
Статьей 318 ГК
РФ установлено:
«Сумма, выплачиваемая
по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в
возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору
пожизненного содержания и в других случаях – с увеличением установленного
законом минимального размера оплаты труда пропорционально увеличивается»
Статьей 1091
Гражданского кодекса РФ установлено:
«При повышении в установленном законом порядке минимального размера
оплаты труда суммы возмещения утраченного заработка (дохода), иных
платежей, присужденных в связи с повреждением здоровья или смерти потерпевшего,
увеличиваются пропорционально повышению установленном законом порядке
минимального размера оплаты труда (статья 318).
То же
основание для увеличения размера возмещения вреда, причиненного здоровью
работника, указано и в статье 11 «Правил возмещения работодателями вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» (в
редакции Федерального закона от 24.11.95 г. № 180-ФЗ), действовавших до 6 января
2000 г.
То же основание для увеличения размера возмещения вреда, причиненного
здоровью работника, указано и статье 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" (с изменениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г.)
Статьей 19 Конституции РФ
установлено, -
«1. Все равны
перед законом и судом.
2. Государство
гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые
формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности.»
Всем гражданам
РФ, потерявшим трудоспособность при исполнении трудовых обязанностей, за период
времени с 1.01.1997 г. по настоящее время суммы возмещения вреда, причиненного
здоровью, уже дважды увеличены – с 1.07.2000 г. в 1,581 раза, с 1.01.2001 г. –
в 1,515 раза, общее увеличение на сегодня составляет 239,52% (1,581 х 1,515 х
100% = 239,52 %).
Тем же
Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты
труда» установлено, что с 1 июля 2001 г. МРОТ увеличится еще в 1,5 раза, то
есть гражданам, утратившим трудоспособность
при исполнении трудовых обязанностей, в целом суммы возмещения вреда
будут увеличены на 359,28%, то есть практически в полном соответствии с
реальной инфляцией за период времени с 1.01.97 г. по настоящее время.
Что же
касается меня, то мне, как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы,
пенсионные органы увеличили суммы возмещения вреда, причиненного здоровью,
начиная с 1 января 2001 г. всего на 19,8%.
Кроме того, с
15 февраля 2001 г. вступил в силу Федеральный закон от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ,
частью 1-й статьи 2 которого установлено, что вообще-то я имею право на
возмещение вреда, причиненного здоровью в размере утраченного заработка, но это
возмещение ни при каких обстоятельствах не может быть назначено в размере
превышающем 10000 рублей в месяц.
Такое положение дел свидетельствует о дискриминации
меня, в нарушение ст. 19. Конституции РФ, по признаку утраты трудоспособности вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, по сравнению с гражданами, утратившими
трудоспособность при иных обстоятельствах, поскольку -
ни для одной категории граждан РФ в настоящее время:
1.
отказ в увеличении сумм
возмещения вреда, причиненного здоровью в размере утраченного заработка
пропорционально увеличению МРОТ не предусмотрен.
2.
установление верхнего
предела возмещения вреда, причиненного здоровью в размере утраченного заработка
не предусмотрено.
Следует
отметить, что:
1.
пунктом 3 статьи 4 Федерального
закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий
и социальных выплат в Российской Федерации»
установлено, что ряд выплат, предусмотренных Законом РФ «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №
179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС», размер которых ранее зависел от величины МРОТ, с 1.07.2000 г.
определяется не величиной МРОТ, а с 1.07.2000 г. выплачивается в ранее
назначенных размерах, и только с 1.01.2001 г. увеличивается на 19,8%.
Данная
правовая норма не упоминает о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалида
– чернобыльца в размере утраченного заработка, то есть данный закон не относит
возмещение вреда, причиненного здоровью в размере утраченного заработка к
социальной выплате. Вообще весь Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ
«О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской
Федерации» относит к социальным выплатам лишь те выплаты, размер которых ранее
определялся величиной МРОТ в целых числах или в долях МРОТ.
Размер моего
возмещения вреда, причиненного здоровью, основан на моем индивидуальном
заработке перед повреждением здоровья, его величина от величины МРОТ никак не
зависит, поэтому ни по смыслу, ни по букве закона № 122-ФЗ к категории
социальных выплат это возмещение отнесено быть не может.
2.
Что касается пункта 1
Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000 г. «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами
прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то в нем дано указание
федеральным судам при рассмотрении исков инвалидов – чернобыльцев о возмещении
вреда, причиненного здоровью, исходить из того положения, что нормы статей 1085-1094
ГК РФ для данной категории дел неприменимы.
То есть, Пленум Верховного Суда РФ дал
указание судам, в частности, не применять норму п. 3 ст. 1085 ГК РФ,
закрепившую положение о том, что иной закон не может снизить размер возмещения
по сравнению с уровнем, установленным нормами ГК РФ.
То есть, Пленум Верховного Суда РФ дал
указание судам не применять нормы ст. 1091 ГК РФ о том, что при росте стоимости
жизни и при увеличении МРОТ, размер возмещения вреда, причиненного здоровью
инвалида – чернобыльца необходимо повысить.
Иными словами, Пленум Верховного Суда РФ
дал указание судам исходить из того, что, если все граждане РФ в части норм
возмещения вреда, причиненного здоровью, находятся под защитой норм Главы 59 ГК
РФ, установившей нижнюю планку, ниже которой размер возмещения не может быть
назначен ни при каких условиях, то по отношению к чернобыльцам это правило не
относится, им возмещение может быть назначено и ниже уровня, предусмотренного
ГК РФ.
Иными словами, Пленум Верховного Суда РФ
дал указание не обращать внимание на то обстоятельство, что с 1.07.2000 г. всем
гражданам, утратившим трудоспособность, размер возмещения увеличен на 158,1%, а
чернобыльцам ни на копейку, с 1.01.2001 г. всем гражданам возмещение будет
величено еще на 151,5%, а чернобыльцам необходимо увеличить всего лишь на
19,8%!
Иными словами, Пленум Верховного Суда РФ
дал указание судам исходить из того, что возмещение вреда, причиненного
здоровью инвалида – чернобыльца, не имеет статуса гражданско-правового
обязательства государства перед этой категорией граждан, а имеет статус
социальной выплаты, размер которой государство может менять практически
произвольно, никак не сверяя этот размер с нормами ГК РФ.
Подробно оспаривать данное указание Пленума
Верховного суда РФ не имеет смысла, достаточно указать на то обстоятельство,
что конституционность ряда норм Закона РФ «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
уже была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
Конституционным
Судом РФ вынесено Постановление от 1.12.97 г. № 18 – П, мотивировочная часть
которого базируется, в частности:
-
на том положении, что нормы
ст. 1085 ГК РФ к отношениям по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан,
пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, полностью применимы
-
на том положении, что
уровень защищенности граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы не может
быть ниже уровня защищенности граждан, утративших трудоспособность при иных
обстоятельствах.
Данное Постановление Конституционного
Суда РФ окончательное, обжалованию не подлежит, имеет высшую юридическую силу
по отношению к указаниям Пленума Верховного Суда РФ.
Считаю, что в силу того, что
данный пункт 1 Постановления Пленума ВС РФ, как содержащий указание судам о дискриминации
граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы по отношению к гражданам,
пострадавшим при иных обстоятельствах, в нарушение требований ст. 19
Конституции РФ, должен быть признан неконституционным.
Считаю, что
обжалуемыми законодательными актами и пунктом 1 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ существенно:
-
ограничено мое
конституционное право на социальной обеспечение, установленное частью 1 ст. 39
Конституции РФ
-
ограничено мое
конституционное право на возмещение вреда, причиненного здоровью, установленное
ст. 42 Конституции РФ
-
ограничено мое
конституционное право на беспрепятственное пользование своим имуществом,
закрепленное частями 1,2 и 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 1 Протокола № 1 к
Европейской Конвенции о правах человека
-
нарушено мое конституционное
право на равноправие (относительно граждан, утративших трудоспособность при
обычных условиях), закрепленное ст. 19 Конституции РФ, выражающееся в
ограничении моих прав по признаку утраты трудоспособности вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС
На основании
изложенного:
Прошу Конституционный Суд:
Проверить
конституционность:
1.
пункта 25 части первой
статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального
закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Закон опубликован в «Российской
газете 2 декабря 1995 года)»
2.
статьи 3 Федерального закона
от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Закон
опубликован в «Российской газете» 21 июня 2000 г.)
3.
пункта 3 статьи 4
Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления
размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (Закон
опубликован в «Российской газете» 11 августа 2000 г.)
4.
части первой статьи 2
Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(Закона опубликован в «Российской газете» 15 февраля 2001 года.)
5.
пункта 1 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав,
гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (опубликовано в
«Российской газете» 28 декабря 2000 г.)
1.
копия справки
медико-социальной экспертизы
2.
копия решения Ворошиловского районного суда г. Ростова н/Д от 22 марта
1999 года
3.
копия решения Ленинского районного суда г. Ростова н/Д от 27 октября
2000 года копия определения Ростовского областного суда от 14 июня 2000 года по
делу № 4634
4.
Текст
оспариваемого пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября
1995 года № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
5.
текст оспариваемой статьи 3 Федерального закона
от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;
6.
текст оспариваемого пункта 3 статьи 4
Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления
размеров стипендий и социальных выплат в
Российской Федерации».
7.
Текст оспариваемой части первой статьи 2 Федерального закона от 12
февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
8.
Текст оспариваемого пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №
35 от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел,
связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС
9.
Копия жалобы – 2 экз.
10.
квитанция государственной пошлины
1. Текст оспариваемого пункта 25 части первой статьи
14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции
Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
25) возмещение
вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской
катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или
соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с
установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного
с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом если период работ по
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного
полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из
условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок,
из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной
суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты
денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные
государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
2.
Текст
оспариваемой статьи 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О
минимальном размере оплаты труда»
Статья 3. Минимальный размер оплаты труда, установленный
статьей 1 настоящего Федерального закона, применяется исключительно для
регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по
временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного
увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья,
связанными с исполнением трудовых обязанностей.
3. Текст оспариваемой части первой статьи 2 Федерального закона от 12
февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Статья 2. Гражданам, получавшим до вступления в силу
настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи
с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с
выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по
их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная
пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма,
определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых
обязанностей, но не превышающая 10000 рублей.