4-Г-7856

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ростов-на-Дону 14 декабря 2005 года

 

Судья Ростовского областного суда Чайка Е.А., рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Микрюкова Е.А. дело по иску Микрюкова Е.А. к МУСЗН Кировского района гостова-на-Дону, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Департаменту ЖКХ и энергетики г.Ростова-на-Дону о признании действий незаконными и об обязании восстановить льготы по коммунальным платежам, признании факта причинения морального вреда, поступившее в Ростовский областной суд 09 ноября 2005 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Микрюков Е.А. обратился в суд с иском к МУСЗН Кировского района гостова-на-Дону, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Департаменту ЖКХ и энергетики г.Ростова-на-Дону о признании действий незаконными и об обязании восстановить льготы по коммунальным платежам, признании факта причинения морального вреда. В обоснование своих исковых требований Микрюков Е.А. указал на то, что он является инвалидом вследствие радиации на Чернобыльской АЭС и в силу этого он и члены его семьи пользуются предоставленными ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» льготами по 50% квартирной оплате и коммунальных услуг. Однако, с февраля 2005г. членам его семьи не предоставляются льготы по 50% оплате коммунальных услуг (отопления, холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и электроэнергии), а с марта 2005г. - льготы по 50% оплате горячего водоснабжения не предоставляются и непосредственно самому Микрюкову Е.А. со ссылкой на вступившие в силу с 01.01.2005г. изменения, внесенные в ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым такие льготы не предусмотрены.

Решением Кировского районного суда гостова-на-дону от 30 мая 2005 года в удовлетворении исковых требований Микрюкова Е.А. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам ростовского областного суда от 01 августа 2005 года вышеуказанное решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Микрюкова Е.А.- без удовлетворения.

В надзорной жалобе Микрюков Е.А. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Определением судьи Ростовского областного суда от 19 октября 2005 года указанное дело истребовано из суда первой инстанции.

Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Ростовского областного суда.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Отказывая Микрюкову Е.А. в удовлетворении исковых требований, суд принял во внимание изменения, внесенные в ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и пришел к выводу о том, что истцу, как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы, предоставляется льгота по оплате квартплаты и коммунальных услуг, за исключением льготы по оплате горячей воды, а членам семьи истца- детям предоставляется льгота по квартплате, а предоставление льгот по оплате коммунальных услуг ст. 14 указанного закона не предусматривает.

Однако выводы суда первой инстанции не согласуются с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, поскольку внесенные Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 года изменения в Закон РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, согласно которым абз.1 п.3 ст. 14 изложен в редакции, предусматривающей, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: «оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы», не лишают членов семьи указанных граждан права на льготы в виде оплаты в размере не более 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

В Преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано :

«Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.

В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина».

Таким образом, действие ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 года направлено на предоставление денежной компенсации взамен льгот и гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Так как в данном законе членам семей чернобыльцев не предусмотрена компенсация взамен ранее предоставленных льгот по оплате коммунальных услуг, то толкование оспариваемого пункта, как прекращение с 1.01.2005 года предоставления указанных льгот граждан, нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы и членов их семей, и означает отказ от выполнения ранее принятых на себя обязательств, что противоречит Конституции РФ.

Учитывая изложенное, приведенные выше доводы надзорной жалобы в силу ст. 387 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления. Поэтому дело вместе с надзорной жалобой и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Руководствуясь ст. 384 ГПК РФ, судья

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

дело по иску Микрюкова Е.А. к МУСЗН Кировского района гостова-на Дону, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Департаменту ЖКХ и энергетики г.Ростова-на-Дону о признании действий незаконными и об обязании восстановить льготы по коммунальным платежам, признании факта причинения морального вреда передать для рассмотрения по существу в президиум Ростовского областного суда.

 

 

Судья Ростовского

Областного суда Е.А.Чайка

 

Hosted by uCoz