ОБЪЯСНЕНИЕ

 

1.     Имею ли я право на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью исходя из заработка за 4 месяца работы на ЧАЭС в 1987 г.?

 

 

Впервые норма о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалиду ЧАЭС в виде «пенсии в размере фактического ущерба» на основе его заработка за период работы на ЧАЭС была введена ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, СМ СССР и ВЦСПС от 7 мая 1986 г. № 524-156 (рассекречено письмом Управления Делами Совета Министров СССР от 25 мая 1990 г. № 0-169) «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения    работников   предприятий   и организаций         зоны Чернобыльской  атомной электростанции. Опубликовано – «Льготы ветеранам войны, воинам-интернационалистам и другим категориям граждан СССР» Сборник нормативных актовод ред. В. А. Дзюбы/. - М.: Юрид. Лит., 1991 - 464 стр. (стр. 204 - 206)

часть первая пункта 10 Постановления от 7 мая 1986 г. гласит:

«10. Установить, что пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин назначаются в порядке, предусмотренным действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. При этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 года, № 690, но не ниже размеров, предусмотренных Законом о государственных пенсиях

 

-         далее эта же норма была воспроизведена в Законе СССР "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы", опубликованном 15 мая 1991 г.

пунктом 9 ст. 12 этого Закона было установлено:

«9)  пенсия по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания,   вызванного аварией на   Чернобыльской АЭС, а также члены их семей на пенсию по случаю   потери кормильца вследствие    этих причин, в порядке, предусмотренном Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в размере  фактического возмещения ущерба, определяемого в соответствии с Правилами утвержденными Правительством СССР. По желанию граждан пенсия исчисляется из заработка, пол­ученного за работу в зоне отчуждения

 

-         далее эта же норма была воспроизведена в Законе  РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

пунктом 2 части первой ст. 29 Закона было установлено, что я имел право на:

«2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, военнослужащим, призванным на специальные учебные и проверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, и их семьям по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Им предоставляется право получать две пенсии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, если не оговорено иное

 

далее в той же ст. 29 указывалось:

«По желанию граждан размер пенсий, назначаемых в соответствии:

с пунктами 2 и 3 части первой и частью второй настоящей статьи, может быть исчислен из фактического денежного содержания (довольствия) без ограничения, увеличенного за период работ до вывода из зоны по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а военнослужащим действительной срочной службы и не имевшим иного дохода, размер которого ниже установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, либо находившимся на иждивении родителей, размер пенсии может быть исчислен из расчета пятикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.»

 

И, наконец, следует учесть, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации

вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указал:

«До внесения изменений в пункт 1 части первой статьи 29 пенсия по инвалидности выполняла не свойственные ей функции, так как она фактически являлась выплатой, возмещающей причиненный вред. Со 2 марта 1996 года (дата вступления в силу в этой части Федерального закона от 24 ноября 1995 года) пенсии по инвалидности возвращена ее изначальная социально-правовая природа - быть основным и постоянным источником средств к существованию для инвалидов-чернобыльцев.

 

Таким образом, если уж у любого инвалида ЧАЭС с 1986 г. по март 1996 г. имелось право на возмещение вреда в размере утраченного заработка (в виде «пенсии в размере фактического ущерба») исходя из заработка за период работы на ЧАЭС, если уж я пользовался этим правом реально, начиная с 1993 года по март 1996 года, то отказать мне в этом праве сегодня означает придать сегодняшней норме обратную силу.

По общему правилу, закрепленному в ГК РФ нормы гражданского законодательства обратную силу не имеют, за исключением случаев, когда в самом законе законодатель оговаривает, что данной норме придается обратная сила (ст. 4 ГК РФ).

Законодатель и в 180-ФЗ от 24.11.1995 г., внесшем изменения в «Правила возмещения вреда…» и в 125-ФЗ, отменившим «Правила…» специально оговаривает, что изменения, вносимые данными законодательными актами могут быть применены, в случае если пострадавшему возмещение уже назначено по ранее действовавшим нормам, только в случае если такой перерасчет улучшает положение пострадавшего.

 

Статья 4 180-ФЗ от 24.11.1995:

«Статья 4. Ранее назначенные суммы возмещения вреда подлежат перерасчету в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми настоящим Федеральным законом, если перерасчет улучшает материальное положение потерпевшего. Перерасчет производится со дня вступления настоящего Федерального закона в силу.»

 

Статья 28 125-ФЗ:

«Статья 28. Переходные положения

1. Лицам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.

Устанавливаемое указанным лицам при вступлении настоящего Федерального закона в силу обеспечение по страхованию не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей

То есть законодатель придает этим нормам обратную силу исключительно если это улучшит положение пострадавшего, если же такой перерасчет ухудшит его положение, то такой перерасчет категорически запрещен.

 

И, наконец, сегодняшней редакцией 125-ФЗ (с изменениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8 декабря 2003 г.), установлено:

 

«Статья 12. Размер ежемесячной страховой выплаты

 . . .

3. Среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев.  . . .»

 

Это и есть мой случай.

Из 12 месяцев, предшествующих причинению вреда моему здоровью 8 месяцев я работал на «Ростсельмаше». Во время этой работы воздействию радиации я не подвергался, и эта работа никак не была связана с работами по ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

И только 4 месяца из 12 я работал на ЧАЭС. Именно эта работа и повлекла повреждение моего здоровья, как установила медицинская экспертная комиссия. Поэтому, в силу ч. 2 п. 3 ст. 12 Закона 125-ФЗ я имею право на исчисление размера моего утраченного заработка исключительно из размера моего заработка за эти 4 месяца.

 

Из вышеприведенного анализа видно, что мне нет никакой необходимости доказывать устойчивость изменений в моем заработке, на чем настаивают представители ответчика.

И по Законодательству 1987 года и по действующему законодательству, я имею право на исчисление моего ВВЗ из заработка периода работы на ЧАЭС, а не из заработка за 12 месяцев.

 

2.      Право инвалидов ЧАЭС на возмещение вреда, причиненного здоровью на основе заработка за период работы на ЧАЭС было закреплено в Указании Минсоцзащиты населения РФ № 1-3-У от 21 марта 1996 г. (немотивированно отменено Постановлением Минтруда и соцразвития РФ № 15 от 17.07.1999 г.)

 

3.      Относится ли возмещение вреда инвалиду ЧАЭС к «социальной выплате»?

В первоначальной редакции 179-ФЗ право на возмещение инвалиду было закреплено следующим образом:

"25) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации."

 

После отнесения ряда чернобыльских выплат к социальным выплатам, тот же п. 25 ст. 14 стал звучать так:

 

«25) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже 700 рублей. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

то есть законодатель выплату возмещения вреда, причинного здоровью к разряду социальных выплат не отнес, таким образом все повышения МРОТ должны быть применены по моему иску.

Другое дело, что в настоящее время МРОТ из регулятора выплат, отражающего инфляцию превратился в административный акт и в последние годы не отражает реальную инфляцию.

По этому поводу я лично обратился в Конституционный СУД РФ с жалобой и просил проверить конституционность правоприменительной практики в результате которой признанный в свое время государством  объем положенного мне по закону возмещения вреда оказался не в полной степени защищен от инфляции.

 

Постановлением КС РФ № 11_П от 19.06.2002 г., подтверждено, что правовые позиции высказанные КС РФ в Постановлении № 18-П от 1.12.1997 г. полностью сохраняют свою силу и обязательны для судов общей юрисдикции при рассмотрении ими споров о размере и об индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в размере утраченного заработка.

 

Приложения:

1.      Указание Минсоцзащиты населения РФ № 1-3-У от 21.03.96 г.

2.      Постановление Минтруда и соцразвития РФ № 15 от 17.07.99 г.

3.      Замечания представителя Конституционного Суда РФ в Госдуме на проект Чернобыльского Закона (ныне принятого как 5-ФЗ)

 

5.04.2004 г.                                                        Финков Е. В.

 

 

Hosted by uCoz